БЛОГ ОРТОМЕД: Куда уходят деньги, выделенные на здравоохранение

Body

В Госдуме проанализировали исполнение государственной программы «Развитие здравоохранения в РФ» за 2017 год. Государство сэкономило деньги на развитии скорой помощи и оказании специализированной высокотехнологичной медпомощи. Зато с лихвой оплатило «административные расходы». Например, изыскало дополнительные средства на «развитие международных отношений в сфере охраны здоровья» (загранкомандировки) и «управление развитием отрасли».

Документа пока нет в открытом доступе, не спешит обнародовать результаты его обсуждения и думский профильный Комитет. Причина проста: как рассказал член Комитета по охране здоровья Федот Тумусов, эта программа провалена. Не ожидается улучшения ситуации и в дальнейшем.

Плановые показатели и их исполнение

Целью рассчитанной до 2020 года госпрограммы является обеспечение доступности медпомощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. В соответствии с действующей редакцией программы непосредственными результатами ее реализации к 2020 году должны стать, в частности, снижение смертности от всех причин до 11,4 случая на 1000 населения.

В 2017 году система здравоохранения, согласно программе, также должна была достигнуть ряда важных показателей. Как ожидалось, общая смертность не должна была превысить 12,1 случаев на 1000 населения, однако в конечном итоге составила 12,4, рассказала Тумусов. Не удалось существенно снизить и смертность от новообразований: плановая цифра – 194,4 случаев на 100 тысяч населения, фактическая – 196,9.

Продолжительность жизни россиян, как планировали авторы программы, должна была составить 73 года, фактическая цифра также оказалась ниже – 72,7 года. «Можно сказать: подумаешь, чуть-чуть не дотянули. Но это «чуть-чуть» вскрывает системные проблемы: мы не можем достигнуть поставленных самими себе целей, а за небольшой разницей скрывается накопление ошибки. И каждый год разрыв между планом и фактом, таким образом, будет нарастать, мы будем недосчитываться все новых и новых тысяч наших граждан», – считает Тумусов.

Бюджет и его освоение

Не менее интересовал депутатов и вопрос расходов на здравоохранение. «На чем государство сэкономило деньги? – На развитии скорой помощи, – отмечает Тумусов. – Нужно было выделить 18,2 миллиарда рублей, а выделили 15,8. Еще один повод для экономии (что в ответ на мой вопрос признал и замглавы Минздрава) – специализированная высокотехнологичная помощь». Вместо запланированных 492 миллиардов, более чем востребованная ВМП получила всего 403 миллиарда – на 20% меньше.

Единственное, на что не поскупились распорядители бюджетных средств – чисто административные расходы. На полмиллиарда больше требуемого получили чиновники на «развитие международных отношений в сфере охраны здоровья» (заграничные командировки). На 8 миллиардов больше было истрачено по строке «контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья».  «И мой «любимый» пункт: «Управление развитием отрасли», – говорит Тумусов. – Тут перерасход средств – 1,2 миллиарда. Вот и делайте выводы о приоритетах».

Депутат также поинтересовался у представителей Минздрава о том, достаточно ли выделено средств на информационное обеспечение здравоохранения (то есть интернет для телемедицины). И получил отрицательный ответ. Стараться Минздрав, конечно, будет, но пока денег у него нет. То же самое касается и программ развития фельдшерско-акушерских пунктов – нет средств,  и, как следствие, сроков реализации регионами этих программ.

Финансовые «игры»

Между тем, год назад правительство уже вдвое урезало финансирование госпрограммы «Развитие здравоохранения». С 15 апреля 2017 года объем финансирования программы составил 13,1 триллиона рублей вместо предусмотренных изначально 26,6 триллионов. В результате в строке «Объемы бюджетных ассигнований программы» в 2017 году ожидаемые 3,4 триллиона рублей «похудели» до чуть более 2 триллионов.

Скорректированы в сторону понижения также показатели численности медработников. Если ранее планировалось, что на 10 тысяч населения к 2020 году будет достаточно 40,2 врача, то затем этот показатель снизился до 37,5. А количество среднего медицинского персонала, приходящегося на одного врача, уменьшилось с 3 до 2,8. Никаких обоснований, кроме финансовых, авторы секвестра амбициозной программы привести не смогли.

Зато теперь правительство время от времени подкидывает на те или иные нужды здравоохранения небольшие суммы из резервного фонда.И этот факт с удовольствием комментируют в Госдуме. Так на днях Кабмин сообщил о  выделении Минздраву более 10,5 миллиарда рублей на повышение квалификации врачей (2,5 млрд), развитие паллиативной медицинской помощи (4,35 млрд) и улучшение лекарственного обеспечения инвалидов (3.8 млрд). «Такие меры государственной поддержки, несомненно, направлены на повышение качества медицинской помощи», – заявил председатель  комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов, пообещав уделить внимание тому, чтобы «разовая акция из резервного фонда Правительства, начиная с 2019 года, приняла системный характер».

Ирина Резник

Источник: http://medportal.ru


Средства на систему здравоохранения эффективнее направлять напрямую из бюджета, а не через страховые компании и фонды ОМС. Об этом заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

В ходе заседания научно-экспертного совета при Совете Федерации она  отметила, что специалисты не первый год критикуют существующую систему медицинского страхования. Её замечание прозвучало после того, как  замглавы Минздрава Татьяна Яковлева не согласилась с мнением профессора МГУ, экономиста Александра Аузана, который предложил перейти от страховой к бюджетной модели финансирования системы здравоохранения в России. По мнению Татьяны Яковлевой, у страховой модели есть немало достижений, среди которых она назвала рост рождаемости и снижение смертности в РФ.

«Кого мы обманываем? Это даже не квазистрахование  (системы здравоохранения в РФ. — Прим. ред.) — мы отдаём деньги из бюджета в Фонд обязательного медицинского страховании, оплачиваем расходы на содержания его аппарата. А потом деньги уходят в страховые компании», — заявила Валентина Матвиенко, обращаясь к представителям Минздрава.

Она поручила  Комитету Совета Федерации по социальной политике заняться темой страховой медицины «отдельно и конкретно».

«Не нужна нам такая система, которая сейчас существует. Страхование должно быть добровольным -  если кто-то из граждан хочет страховаться в частных клиниках, через фонды, то пусть это делает. Зачем мы столько  фондов (ФОМС. — Прим. ред.) насоздавали, какой смысл? Почему не отчислять средства на здравоохранение напрямую — из регионального, федерального бюджетов? Тогда всё будет прозрачно», — заявила она.

При этом спикер заметила, что при поездках в регионы обратила внимание на то, что самые красивые здания — у Пенсионного фонда, у ФОМС и Центробанка. «Вот на это идут деньги наших граждан, вместо того чтобы эти же деньги направить на реальные проекты», — отметила Валентина Матвиенко.

Источник: https://pnp.ru

 

Тематика