БЛОГ ОРТОМЕД: Медпомощь или медобслуживание?

У кабинета врача очередь. Муторное ожидание. Хотя заранее оговорено время приема. Однако ни на кого не глядя , минуя очередь, проходит в кабинет "свой пациент", "пациент от..." До боли знакомая картина. Лечение "по протекции" уже не удивляет. Смирились и те, кому лечение требуется, и те, кто лечение проводит. Нормативы времени, постулаты о доступности, высоком качестве медицинской помощи нередко сами по себе, а пациент нередко один на один со своей бедой.


- Я недавно узнал, - говорит академик Юрий Бузиашвили, - что в Древнем Китае врачам платили зарплату до тех пор, пока их пациент был здоров. Аналогичную идеологию исповедовали в СССР. Медицина была призвана охранять здоровье.

- А в современной России?

- Как корабль назовешь, так он и плывет, - отвечает Юрий Иосифович. - Сегодня у нас не медицинская помощь, а медицинское обслуживание. А оно чревато не только приемом пациента по протекции, но подразумевает и оплату, и чаевые. Законом запрещено? Но когда болит, когда промедление смерти подобно, пациенту не до требований соблюдать закон. Ему помощь требуется.

Мужа нашей сотрудницы мучает тромбофлебит. Он прошел обследование в уважаемой клинике. Вердикт: требуется срочная операция. И пояснение: если согласны на операцию по старой методике ( когда и мощный наркоз, и когда остаются на ноге рубцы, и когда послеоперационное восстановление долгое и мучительное), то операция бесплатна. Если хотите избавиться от болезни при помощи новейших щадящих технологий, то операция платная. Сумма впечатляет. Наш пациент оказался дотошным: обзвонил еще несколько клиник. Результат? Или бесплатно, но по старинке, или по новым технологиям, но за деньги. Замечу, пациент обращался не в частные медицинские учреждения - только в государственные. И полис обязательного медицинского страхования у него, конечно, есть.

Интернет твердит, что скоро вся медицина станет платной. Один блогер даже ссылается на Гиппократа: якобы он первый сказал: если больной не платит, то не ценит ни свое здоровье, ни труд врача. Я не настолько знакома с высказываниями Гиппократа, чтобы утверждать или опровергать этот постулат. А вот другой, уже современный: даром лечиться - лечиться даром. На эту тему появляются анекдоты. Например, такой. Хирург говорит пациенту: "Чтобы вытащить гвоздь из вашей головы, вам придется заплатить 10 тысяч". "Но у меня же полис ОМС!" - "По полису, чтобы гвоздь не мешал, его можно загнуть". Не смешно? Напротив, горько и очень больно. И за тех, кому нужна медицинская помощь. А таких, кому она никогда не нужна, - просто нет.

- Врач сегодня - бесправен и служит мишенью для больных, их родственников, для прокурорских расследований, следственных органов, - утверждает Юрий Иосифович. - Расшифрую. Недавно ко мне обратился пожилой врач, честно отрабатывающий свой век в медицине. За месяц, который я его не видел, он поседел и постарел. Оказалось, что пациент написал на него жалобу в Генпрокуратуру и президенту, утверждая, что врач требовал с него деньги. Получив предписание Генпрокуратуры, чиновники от медицины, на всякий случай, попросили коллегу написать заявление об уходе. Пока все выяснялось, человек потерял здоровье. Перечеркнули прошлое, закрыли будущее. Кто это все компенсирует? И таких примеров масса.

- Но вы же не будете отрицать, что нередко у пациентов вымогают деньги? Что нередко, прежде чем принять и начать лечить, интересуются: вы от кого?

- Не буду. Такие факты есть. Но даже при всем негативе не они делают погоду, - считает академик Юрий Бузиашвили. - Адресовать весь негатив на врача несправедливо. Очень многое зависит от самого пациента. Вы ссылались на Интернет. Так вот, Интернет, в частности, вооружает людей неким объемом медицинской информации. И пациент все чаще считает возможным диктовать врачу. Я это к тому, что пациент ныне не такой, как раньше. Его доверие к врачу порой ниже плинтуса. А еще срабатывает рыночная экономика, отношение к врачеванию, как к сфере услуг, к врачу, как к обслуге: "Я плачу - ты лечи".

- Однако, что ни говорите, а врач иначе относится к пациенту, который пришел от кого-то, чем к тому, кто так называемый самотек.

- Не соглашусь! Врач не может, скажем, прооперировать того, кто заплатил, лучше или хуже, чем того, кто без протекции, кто не платит.

- А выхаживание?

- Это уже зависит от культуры учреждения и, конечно, от отношения медиков к пациенту. Именно выхаживание более всего вызывает недовольство. И зависит это не только от врача, а от материального состояния учреждения, в котором он трудится, от среднего медицинского персонала, которого катастрофически не хватает, не говоря уже о его квалификации.

- Мы любим ссылаться на земских врачей...

- Но времена-то изменились. Врач перестал быть представителем избранной профессии. Он теперь, как все. И пациент, повторюсь, тоже изменился, ему кажется, что он все знает. Предлагает врачу свою тактику лечения. Вот недавний пример. Одному пациенту предстояла операция на сердце. Он посчитал, что ему нужно прооперироваться до нового года, до которого оставался месяц. Мы пытались ему объяснить, что к такой операции нужно тщательно готовиться, не торопиться. Пациент - человек обеспеченный, поехал в Германию. Там его прооперировали, не откладывая, в определенные самим пациентом сроки. Но... не лучшим образом. Это я к тому, что нельзя идти на поводу у больного. Да, подготовка к лечению бывает не из приятных. Но надо потерпеть - во имя результата.

Ирина Краснопольская

Источник: Российская газета - Федеральный выпуск №7228 (62)

 

Тематика: 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос нужен, чтобы убедиться, что вы не робот.
Image CAPTCHA
Все буквы строчные, цифр нет.