Икона Вифлеемских младенцев

Body

Икона Вифлеемских младенцев была впервые написана в храме Благовещения Пресвятой Богородицы сотрудницей Православного медико-просветительского центра "Жизнь" Натальей Масловой. Наталья Маслова была одним из тех, кто стоял у истоков движения за жизнь в начале 90-х годов. В тот момент возникла необходимость  в идее, образе, которая могла бы стать символом движения в зашиту жизни и видимым образом покаяния нашего народа в грехе детоубийства. С одной стороны, такой иконы никогда не было, с другой - не было и такой ситуации, когда две из трех беременностей заканчивались абортом. Подобного распространеняи абортов не было даже в языческих странах. Именно поэтому мы искали такую икону, которая могла бы подойти на эту роль. С однйо стороны, нужно было придумать что-то новое, с другой - остаться в русле традиции, не впадая в излишний модернизм. Для нас было важным сходство Вифлеемских младенцев и абортированных детей. И те, и другие - некрещеные, но Церковь чтит их память как бы в утешение покаявшимся, упованием на то, что некрещеные невинные младенцы сподобятся особой участи у Бога как мученики. Одновременно с иконой была издана служба Вифлеемским младенцам св Андрея Критского. Это замечательное произведение литургического исскусства, в котором младенцы прославляются как мученики за Христа, крещеные своей кровью.

Итак, встал вопрос о создании иконы Вифлеемских младенцев. Хотя православная традиция не знает такой отдельной иконы, существует богатая иконография Рождества; на многих рождественских иконах есть клейма с различными сюжетами, в том числе избиением младенцев. Была проведена тщательная работа по изучению этих клейм на древних образах, созданы варианты эскизов. Мы несколько раз собирались, чтобы утвердить окончательный. Сначала была написана одна икона, потом вторая, с несколько иной композицией, которая и стала первообразом для дальнейшего распространения. Она хранится в Православном центре "Жизнь" при храме Благовещения в Петровском парке г. Москвы, а копии распространяются много лет. Наиболее популярной оказалась копия в открыточном формате с покаянной молитвой на обратной стороне, была также издана деревянная иконка небольшого размера.

Надо сказать, что первое время идея новой иконы не встретила большого энтузиазма в нашей стране, по крайней мере, в первые годы. Потом, после того, как были распространены многие тысячи экземпляров, стали появляться копии и принципиально новые композиции иконы Вифлеемских младенцев. Потом стали освящать храмы в их память. Можно сказать, что вхождение образа Вифлеемских младенцев в церковный обход состоялось и молитвами святых младенцев - современников младенца Иисуса наша страна, наш народ, найдет в себе силы преодолеть грех массовых абортов и осободится от него.

Прот. Максим Обухов
источник  - иконописная мастерская Алексея Маслова

 

подставка для икон угловая

Тематика