БЛОГ ОРТОМЕД: Россияне недовольны системой здравоохранения

Body

Доступность и качество медицины россияне оценивают ниже чем на "троечку". Треть населения страны считает, что лечат их сегодня хуже, чем 10 лет назад.

Доступность медуслуг граждане в среднем оценили на 2,7 балла из 5. А качество этой помощи получило оценку в 2,6 балла, свидетельствуют данные опроса, проведенного исследовательским центром портала SuperJob, в котором приняли участие 1,6 тысячи респондентов в 268 населенных пунктах из всех округов России.

При этом 33% опрошенных заявляют, что медицина сейчас в основном платная, но при этом найти хорошего врача с каждым годом становится все сложнее. 22% не видят существенных изменений в этой сфере, а 28% полагают, что в отечественном здравоохранении за последнее десятилетие произошел определенный прогресс: "Появились новые методы лечения и диагностики, многие анализы делают быстрее", отмечают последние.

Чаще всего россияне критикуют большие очереди в поликлиниках, проблематичность с записью на сложные исследования (МРТ, КТ) и просто на прием, нехватку квалифицированных врачей, навязывание платных обследований, услуг и дорогих лекарств.

Это еще оптимистичная оценка, заявила корреспонденту "Утра" координатор движения "Вместе за достойную медицину" Алла Фролова. Причины проблем в российской медицине она видит в недофинансировании и нежелании властей уделять этой сфере должное внимание. "Расходы на оборону наращиваются, а на медицину постоянно сокращаются", - сетует она.

С ней не согласна директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович. По ее словам, на оборону Россия тратит ровно столько же, сколько на здравоохранение – 10% бюджета. И большинство стран мира не расходует на медицину больше 10-12% казны. "Конечно, общий бюджет в последние годы сократился, мы стали беднее. Но тут, как говорится, по одежке протягивай ножки", - добавила она.

Но это, по мнению Поповой, не главная проблема. "У нас в здравоохранении денег столько, сколько мы можем себе позволить. Но тратим мы их не очень эффективно", - отметила она. 

Плюсы от реформы в этой сфере, которая идет уже пятый или шестой год, есть, но они больше технические, считает Фролова. "Современной аппаратуры стало больше, ее закупали. Но она все равно недоступна для людей из-за того, что на ней некому работать, - пояснила она. - Кроме того, закрываются больницы, и больные просто не могут попасть к врачу".

Оптимизация системы здравоохранения прошла не везде удачно, соглашается Попович. Поэтому могут возникать зоны, где реально потребность в медпомощи не соответствует ее предложению. "То есть сократили больницу или роддом, а оказалось, что там рост рождаемости, и женщинам приходится ездить в отдаленные перинатальные центры. Естественно, доступность снижается, что и вызывает недовольство населения", - подчеркнула она.

Проблемы с доступом к врачу вызваны также очень большим дефицитом врачебного персонала в России, добавила эксперт ВШЭ. От этого страдают в первую очередь пенсионеры, уверена Фролова. "С детьми ситуация немного получше, у них нет проблем с тем, чтобы попасть на прием, - отметила она. - Правда, качество услуг в детских поликлиниках тоже не на высоте".

По мнению координатора движения "Вместе за достойную медицину", на качестве медуслуг сказывается плохое образование. "По всей видимости, какой-то процент врачей просто покупает дипломы", - заявила она. А низкий уровень оплаты работающих в этой сфере приводит к тому, что хорошие специалисты уходят в частные клиники, а те, кто похуже - вообще из профессии, посетовала Фролова. "Я думаю, дальше будет только хуже. Ко мне все чаще поступают просьбы помочь найти квалифицированного врача или попасть к нему на прием", - сообщила она.

Лариса Попович назвала еще несколько причин недовольства россиян современной системой здравоохранения. Происходит вытеснение бесплатной медпомощи платной. "Объем последней, к сожалению, неуклонно растет, ясности в этом вопросе нет, конкретизации программы государственных гарантий так и не произошло, люди никогда не знают, что бесплатно, что платно, и очень часто их заставляют необоснованно получать за деньги то, что они могли бы получить бесплатно", - сообщила она.

Еще один финансовый аспект - лекарства в поликлинической сети люди оплачивают из своего кармана. А поскольку цена на препараты, не входящие в список жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП), растет, население чувствует, что ситуация ухудшается, подчеркнула Попова.

Однако, по ее словам, негативное отношение россиян к сфере здравоохранения не всегда объективно. "Медициной никто не доволен ни в одной стране мира. Все считают, что это такая сфера, которая должна сделать пожилого больного человека молодым и здоровым. Но медицина - не Господь Бог и многие вещи она просто не умеет делать", - пояснила директор Института экономики здравоохранения.

Она также указала на крайне легкомысленное отношение россиян к своему здоровью. "Люди не сильно обеспокоены его сохранением и ждут, что медицина поможет там, где они, по большому счету, должны бы были сами позаботиться. Не утруждаясь правильным питанием, соблюдением распорядка дня, не желая расставаться с вредными привычками, они запускают свои заболевания и помочь им значительно сложнее", - заявила Попова.

При этом, на ее взгляд, негативные результаты системы здравоохранения сильно преувеличиваются, в том числе СМИ. "У нас 1,5 млрд контактов граждан с медицинской сетью каждый год. Из них реально дефектных, то есть имеющих плохие результаты, в том числе из-за ошибок врачей, не больше 1,5 тыс. - это доля процента. Но СМИ рассказывают именно об этих негативных случаях, и создается впечатление, что вся медпомощь такая", - отметила эксперт ВШЭ.

В такой ситуации медицине необходимо научиться разговаривать с населением, информировать людей о том, что может система здравоохранения, и чего она не может, что должен сделать сам человек, уверена Попова. "У нас отсутствует диалог, система здравоохранения и человек существуют параллельно. И они недовольны друг другом", - резюмировала она.

Игорь Юрьев
 
Источник: Ytro.ru
 
Тематика